Откололся кусочек зуба — и что теперь делать?

От ситуации со сколотым зубом не застрахован ни один человек: даже строгое соблюдение гигиенических норм и правил, здоровый образ жизни не исключает подобных рисков, ведь одной из причин образования зубного камня является травма. Хорошая новость заключается в том, что в большинстве случаев зуб может вернуться к своей первоначальной форме и функциям, а улыбка стать красивой быстро, безболезненно и недорого. Современная стоматология имеет массу средств для выздоровления, главное постараться как можно быстрее обратиться к врачу и не игнорировать проблему. Чтобы вы знали, что теперь делать, мы расспросили нашего стоматолога-терапевта.

Виды сколов

Скол эмали
Повреждение неглубокое, поражена только эмаль – наружная защитная оболочка коронковой части. Дентин не затрагивается, поэтому дискомфорта и боли нет. Может отколоться небольшой кусочек зуба, есть риск развития кариеса.
Откололось более половины зуба
Повреждение захватило дентин – твердую ткань зуба. Возможна реакция на горячее/холодное, сладкое/кислое, так как нерв находится сразу под дентином.
Сильный сколс повреждением корней
Серьезная трещина или перелом, при котором значительно повреждена коронковая часть зуба (более ?). Обнажается пульпа, возникает острая пульсирующая боль. Требуется срочная стоматологическая помощь.

Симптомы скола

Если сколнебольшой, симптомы могут отсутствовать. Иногда человек начинает догадываться о сколе из-за появления шероховатости зуба или его острой кромки. Если речь идет о зубе, где ранее была удалена пульпа, то даже большой скол не вызовет боли.
Если часть эмали крошится рядом с установленной прокладкой, это может сказаться на сроке ее службы и даже привести к немедленной утрате или повреждению.
Несмотря на то, что небольшая полость иногда доставляет лишь эстетические неудобства, лучше восстановить прежнюю форму коронки зуба как можно быстрее. В противном случае зуб все равно может быть кариозным, а шероховатая поверхность эмали – идеальная среда для размножения кариозных бактерий и образования зубного налета.

Отличие скола от других заболеваний

Многие пациенты путают сломанные зубы с аналогичными травмами или заболеваниями полости рта. Однако, несмотря на сходство, важно разбить определенные состояния на отдельные проблемы, которые требуют совершенно другого подхода к лечению. Наиболее распространенными подобными состояниями являются следующие: Сломанный зуб. При нем вскрывается коронковая, а иногда и корневая часть пульпы, что приводит к ее гибели, зуб с переломом корня спасти практически невозможно — его необходимо удалять. Клиновидный дефект – выглядит как щель в пришеечной части зуба, это некариозное поражение. В особо тяжелых случаях такой дефект эмали может привести к отлому всей коронки. Скол, сопровождаемый вывихом. Обычно возникает в результате травм и усложняет процесс лечения, так как задача врача не только восстановить форму коронки, но и вылечить вывих. Поэтому в тех случаях, когда отломана часть зуба, проводится точная диагностика. Механическая травма требует тщательного рассмотрения последствий до начала лечения.

Причины появления сколов

Механизм образования сколов заключается в механическом воздействии на зубную эмаль. Но один человек может расколоть орехи зубами, а другой может сломать эмаль, съев семечки. Это означает, что ослабленная эмаль является основным фактором риска появления сколов. Несколько причин объясняют его ослабление:
Частые повторяющиеся травмы, например, в связи с профессиональной или спортивной деятельностью, травматическими увлечениями. Привычка жевать ручки или карандаши, открывать зубами бутылки и т. д.
Деминерализация эмали – участки со сниженным количеством минералов, что может быть связано с эндокринными заболеваниями, нарушением питания, возрастными изменениями и др. Незаметный при обычном визуальном осмотре кариес – пришеечный или межзубный – сразу не обнаруживается, но может незаметно разрушить зуб и сделать его более ломким.
Аномалии прикуса, в частности перекрестный: из-за дефекта жевательная нагрузка распределяется неправильно. В результате увеличивается давление на группу зубов, что ослабляет эмаль. Неровный зуб может быть связан с отсутствием пломб, вторичным кариесом и др. Кроме того, удаление пульпы при эндодонтическом лечении может привести к ослаблению структуры зубной эмали. Фиксация ортодонтического каркаса в ослабленных тканях зуба.
Откололся кусочек зуба — и что теперь делать? - esteldental.ru
Нарушение гигиены является косвенной причиной, но фактором, повышающим чувствительность эмали, может стать накопление зубного налета и образование твердого налета.

Особенности клинических случаев: какой зуб поврежден?

Передний
Если в зоне улыбки откололся кусочек переднего зуба, требуется особый подход к его восстановлению – метод лечения должен давать максимально эстетичный результат. При незначительном эстетическом дефекте лучше установить керамические виниры. Если требуется коронка, следует выбрать керамику E-max или диоксид циркония.
Жевательный
При выпадении небольшого кусочка жевательного зуба эстетика пропадает (боковые единицы не так видны при улыбке и разговоре), но на первом месте прочность, т.к. основную жевательную нагрузку несут премоляры и моляры. Виниры не подходят для восстановления премоляров и моляров. При ограниченном бюджете можно поставить металлокерамические коронки: хорошая эстетика, высокая стойкость, доступная цена. Лучший выбор – коронки из диоксида циркония.
Зуб мудрости
Если «восьмерка» сильно разрушена (повреждено более 2/3 коронковой части, поражена пульпа), лечить ее может быть нецелесообразно. Окончательное решение принимает врач.
Если скол незначительный или есть небольшая трещина, лучше пройти курс лечения, чтобы сохранить зуб мудрости.

Что делать, если откололся зуб?

Если зуб откололся, не паникуйте. Прежде чем обратиться к врачу, важно ничего не предпринимать. Наиболее распространенными ошибками являются следующие: попытки «сошлифовать» поврежденный участок зубной эмали:
  • попытки «сошлифовать» поврежденный участок зубной эмали: это может вызвать серьезные проблемы;
  • попытка проверить подвижность зуба: механически воздействовать на него точно не стоит;
  • полоскание рта антисептиками не по назначению: как следствие – жжение слизистых оболочек и другие осложнения.
Откололся кусочек зуба — и что теперь делать? - esteldental.ru

Как помочь себе в первые несколько часов

Можно полоскать рот обычными или антисептическими ополаскивателями, отваром ромашки комнатной температуры. Зубы лучше чистить более тщательно щеткой с мягкой щетиной и, если таковой нет, избегать травмированного зуба. Если сломалась коронка и началось кровотечение, остановить его можно только кусочком стерильного бинта или стерильной ваты, вставлять материал в зуб не нужно! При острой боли можно принять анальгетик, лучше выбрать тот, который вы уже принимали ранее и чья реакция известна. Важно понимать, что такие меры не избавляют от необходимости как можно скорее обратиться к стоматологу. Это поможет сохранить зуб, избежать осложнений и быстро восстановить его нормальную форму.

Можно ли не лечить и оставить так?

Даже при отсутствии болевого синдрома необходимо пройти обследование в стоматологическом кабинете. «Безобидная» микротрещина без лечения рано или поздно приведет к глубокому кариесу, пульпиту, пародонтиту.

Что будет, если оторвется кусочек молочного зуба?

Некоторые родители уверены, что восстанавливать сломанный молочный зуб не нужно, потому что он скоро выпадет. Ведь это может привести к развитию кариеса.

Профилактические меры

Чтобы не допустить сколов эмали или повреждения твердых тканей, есть несколько простых правил, которым могут следовать и взрослые, и дети:
  • Гигиенические процедуры следует проводить каждое утро и вечер.
  • Не реже одного раза в полгода необходимо проходить устный осмотр.
  • Выявленный кариес, как и другие заболевания, следует лечить своевременно.
  • Рацион должен быть здоровым и сбалансированным.
  • При занятиях контактными видами спорта важно использовать средства защиты.
  • Аномальный прикус лучше всего исправлять в подростковом возрасте.
  • Отложение налета и камня – повод для профессиональной чистки.
  • Следует отказаться от вредных привычек, в том числе от страсти к перееданию.
  • Выявленный
Откололся кусочек зуба — и что теперь делать? - esteldental.ru
Следует отказаться от вредных привычек, в том числе от страсти к перееданию. Зубы являются одними из наиболее механически нагруженных частей человеческого тела. Пренебрежение правилами гигиены и правилами ежедневного ухода являются основными причинами травм и травм, доставляющих значительные неудобства в любом возрасте. Особенно в тех случаях, когда проблемная зона сильно болит, не стоит дожидаться последнего визита в клинику: если знать, как лечится сломанный передний зуб или моляр, перенести реставрацию будет намного проще.

Методы восстановления зуба после скола

В случаях, когда откололся кусочек зуба, врач проведет визуальный осмотр. Для выбора метода лечения могут потребоваться рентгенологические и другие дополнительные исследования.
При незначительных сколах может быть достаточно пропитать эмаль минералами и сделать поверхность поврежденного участка гладкой. Особенно это актуально в тех случаях, когда легкая шлифовка тканей не приведет к возникновению эстетического дефекта, например, асимметрии.
Откололся кусочек зуба — и что теперь делать? - esteldental.ru
При среднем чипе без использования искусственных материалов обойтись сложно. Потребуется использование пломбировочного материала, метода художественной реставрации или других инструментов для восстановления формы зуба.
При вскрытии пульпы ее, скорее всего, удалят, корневые каналы запломбируют, а коронку восстановят пломбой или протезом. Иногда зуб невозможно восстановить. Затем его необходимо удалить и последующую установку имплантата.
Способ реставрации определяется несколькими факторами: степенью разрушения, результатом диагностики и выявления причин сколов, общим состоянием полости рта, пожеланиями пациента и т.д. Рассмотрим методы восстановления зубов после различных стружек более подробно.

Осложнения скола

В случае сколов любого масштаба необходимо воссоздать форму зуба во избежание осложнений. Большинство пациентов стремятся как можно скорее обратиться к стоматологу из-за неприглядной проблемы, особенно если часть переднего зуба сломана. Но есть и другие последствия для здоровья полости рта.
Они включают:
  • подвижность зубов, их потеря;
  • неправильный прикус;
  • гиперестезия поврежденного зуба – повышенная чувствительность;
  • повышенный риск развития кариеса и его осложнений в виде пульпита, периодонтита;
  • травмирование мягких тканей десны, щеки, языка острыми краями скола.
Откололся кусочек зуба — и что теперь делать? - esteldental.ru
Вот почему так важно посетить врача и выбрать подходящий метод реконструкции.